Всего пятнадцать-двадцать лет назад мать-одиночка вызывала жалость и перешептывание за спиной: мол, чаво это она одна-то? Нагуляла, никак? Что же такого она сделала, что мужика удержать не сумела?.. Женщины, забеременевшие вне брака, как минимум, переживали – мало кому было безразлично всеобщее осуждение. Однако, и для мужчины оставить своих детей считалось крайне неблаговидным поступком.
Сейчас ситуация меняется. К сожалению или к счастью, не знаю: с одной стороны, хорошо, что общество начинает адекватно воспринимать женщину, оставшуюся одну с ребёнком… Нехорошо, что случается это всё чаще и чаще и чем-то экстраординарным уже не является, когда мужчина бросает жену с детьми и уходит… Ну, например, к даме помоложе. И это частенько не только не осуждают, но и тихо одобряют – мол, молодец, мужик!
Ну а что же дети?.. В ситуации собственно развода без «отягощающих» всё, в общем-то, понятно: ребёнок видит обоих родителей и его психика при этом не слишком страдает, особенно, если общение правильно выстроено – мать не рассказывает ребёнку гадости об отце, не препятствует их общению, и сам отец рад возможности увидеть ребёнка…
Но я хочу поговорить о другой ситуации – когда отца у ребёнка нет. Случается это по разным причинам: когда биологический отец не хочет видеть ребёнка, или сбегает; когда муж умирает, или если женщина изначально решила родить малыша для себя… Причина не важна. Важно, как воспитывать ребёнка в неполной семье?..
Беда в том, что для гармоничного развития ребёнку нужны и мама, и папа. Причём не столько как близкие люди, сколько как примеры поведения. Говоря упрощённо, существуют два типа любви и поведения: условно мужской и условно женский. Женский тип поведения – это воплощение мягкости, хранительница домашнего очага, поддержка и утешитель, она всегда любит и всегда пожалеет. Мужской же тип поведения – добытчик и защитник, мужская любовь требовательна, строга. Чаще всего, конечно, условно женский тип поведения присутствует у матери, а условно мужской – у отца, хотя бывают и отклонения от этого стереотипа. Но суть в том, что в нашей ситуации модели поведения две, а родитель – только один.
Что же делать в такой ситуации?
Самый неудачный вариант – пытаться работать на два фронта, помните: «Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик». Плох этот вариант тем, что при его реализации ребёнок вообще не видит разницы моделей поведения мужчины и женщины, а видит нечто среднее – и это его путает – ему не понятны ни женщины, ни мужчины. Сегодня мама обнимает и целует, а уже завтра – хмурит брови и требует собрать игрушки. Боже, что нужно этой женщине?
Лучше всего выбрать для себя ту модель, которая ближе именно вам, решить, какая вы мама – требовательная или заботливая и любящая. Но ни в коем случае нельзя ограничиться в воспитании только одной выбранной моделью: в случае, если присутствует только мужская модель, ребёнку в семье начинает не хватать эмоциональной теплоты, чтобы его просто обняли и сказали «Я всё равно тебя люблю». В случае же, когда есть только женская модель, у ребёнка обычно очень искажается критичность к своим поступкам – я же всегда хороший, мама меня всегда любит и ничего от меня не требует. Значит, и делать ничего не нужно – и так всё хорошо.